Четверг, 16.05.2024, 09:13

Приветствую Вас Гость

СТО АЛЕКС покраска ремонт бамперов Покраска Жидкой резиной

Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    "Профессиональная покраска"

    Анализируя письма читателей, знакомясь с работой многих маляров, мы не раз убеждались в том, что причиной появления большинства дефектов ремонтного лакокрасочного покрытия являются ошибки, допущенные на этапе грунтования кузова. Причем эти ошибки происходят не от отсутствия навыка маляров (он как раз приходит очень быстро), а от недостатка знаний как свойств используемых материалов, так и правильных приемов работы с различными грунтами. Сказывается и недостаток информации, да и сложность современной системы покрасочных грунтов. Действительно, в современные покрасочные системы, такие как Sikkens, входит всего 2-3 типа базовых эмалей, но в то же время более десятка различных грунтов, каждый из которых обладает своей спецификой применения. Ниже мы попытаемся разобраться в этом разнообразии и ответить на вопрос: всегда ли нужно использовать грунт, и если нужно, то какой. 
    При покраске автомобиля решаются две задачи: во-первых, - декоративная, улучшающая внешний вид, а во-вторых, металл кузова защищается от коррозии в условиях эксплуатации. Нередко знатоки, смотря на покрытую ржавыми точками какую-нибудь "семерку" или "Москвич", глубокомысленно заявляют владельцу: "Все понятно, грунта не положили", не подозревая, что к такому дефекту может привести как минимум 20 причин, а без грунта покрасить автомобиль так, чтобы краска не отлетела уже через неделю, вообще невозможно 
    Зачем же используют грунт? Во-первых, для улучшения внешнего вида окрашенного автомобиля. Получить высокое оптическое качество лакокрасочного покрытия не так просто. Для того чтобы скрыть грубую фактуру металла, убрать малейшие неровности, практически невидимые на матовых поверхностях, но просто бросающиеся в глаза на глянце, издревле под краску наносились спецматериалы - грунты-выравниватели. Разнообразие их сегодня очень велико, так как добиться сочетания всех необходимых свойств в одном материале пока еще никому не удалось. 
    Однако одного декоративного эффекта мало. Необходимо, чтобы покрытие автомобиля сохранилось как можно дольше. Добиться этого можно только с помощью нанесения нескольких слоев подготовительных материалов, причем каждый слой решает свою специфическую задачу. Еще совсем недавно таких слоев, даже при заводской покраске, можно было насчитать 7-8. Сейчас для качественной подготовки под покраску необходимо всего 2. Об одном мы вкратце упомянули, однако более подробного разговора заслуживает слой грунта, накладываемый непосредственно на металл кузова. 
    Первичный грунт - он же травящий, он же адгезионный, он же антикоррозийный. За счет своих активных химических компонентов он, во-первых, устраняет молекулярную пленку воды, всегда находящуюся на поверхности металла; во-вторых, модифицирует поверхностный слой самого металла, устраняя очаги будущей коррозии и повышая химическую стойкость металла к окислению; в-третьих, препятствует проникновению влаги и кислорода, а также обеспечивает высокую адгезию как к поверхности металла, так и ко всем последующим лакокрасочным слоям. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Писать о покраске, не используя профессиональную терминологию, - задача нереальная. Но статья - не словарь и не инструкция по эксплуатации, поэтому, как правило, мы стараемся избегать профессиональных терминов. Но там, где их использование принципиально, мы будем давать более или менее подробные объяснения непосредственно в тексте статьи в виде отступлений от основного текста. Вот первое из них. 
    Адгезия - свойство лакокрасочных материалов образовывать прочную связь с подложкой. Степень адгезии определяется путем нанесения сетки сквозных рисок на окрашенный образец. Чем меньше расстояние между рисками, при котором начинается отслоение эмали, тем лучше адгезия. Адгезия зависит от качества поверхности, на которую наносится материал, от свойств самого материала и от условий его нанесения. Адгезия любых материалов сильно ухудшается, если поверхность не обезжирена, покрыта слоем силиконовой или тефлоновой полироли или обработана шлифовальной бумагой со слишком мелким зерном. Наибольшие трудности с адгезией возникают в случае покраски алюминиевых и оцинкованных деталей. Оксиды этих металлов практически не окрашиваются и должны удаляться химическим или механическим путем. 
    В случае пластмассовых деталей обычное обезжиривание также не спасет. Необходимы специальные приемы обработки. Нарушение адгезии иногда возникает, когда последующий слой наносится более, чем через 24 часа после нанесения предыдущего. 
    Даже незначительное снижение адгезии приводит к появлению сколов и отслоений эмали при незначительных механических воздействиях, неизбежных в процессе эксплуатации. 
    Обеспечение хорошей адгезии - половина задачи, которую решает первичный грунт. Не менее важны его антикоррозийные свойства. Казалось бы, сегодня, когда большинство современных автомобилей окрашиваются в два слоя (эмаль+лак), а каждый из этих слоев практически влагонепроницаем, антикоррозионный грунт не так уж и нужен. Действительно, если современными акриловыми эмалями покрасить железную ограду, то металл сохранится на десятки лет. Но ситуация с кузовом автомобиля намного сложнее. Тонкие металлические листы кузова испытывают постоянные знакопеременные нагрузки, особенно в местах соединений, где механические напряжения максимальны. А так как внешний лаковый слой обязан иметь высокую твердость во избежание образования царапин, то рано или поздно в нем образуются микроскопические трещины, которые, постепенно развиваясь вглубь, достигают поверхности металла. Замерзающая зимой влага ускоряет их развитие. Дальше - обычные физико-химические процессы: вода за счет капиллярных эффектов проникает к металлу и чрезвычайно быстро, на, казалось бы, ничем не нарушенном слое краски возникает безобразный рыжий подтек. Иногда продукты коррозии находят выход в виде небольшой точки - диаметром менее 1 мм. Но и в этом случае, если удалить краску, можно увидеть очаг коррозии размером до нескольких сантиметров. Совершенно иначе процесс развивается при использовании специальных первичных грунтов. Теперь из-за различия физических свойств антикоррозионного грунта (АК-грунта) и эмали (АК-грунт имеет гораздо большую вязкость) развитие трещины прекращается на его границе, не достигая поверхности. Спонтанные трещины в самом АК-грунте не образуются из-за его очень малой толщины нанесения (около 10 мкм). Это как раз один из тех случаев, когда кашу можно очень сильно испортить маслом. Попытка укрыть толстым слоем АК-грунта дефекты металла при подготовке может привести к непредсказуемым последствиям (оконтуривание, отслоение, трещины и т.д.). Только один тонкий слой, который нельзя шлифовать. 
    Наилучшим сочетанием антикоррозийных и адгезионных свойств обладают сегодня поливинилбутиральные (ПВБ) первичные грунты. Они могут быть однокомпонентными. В этом случае отверждение происходит под действием влаги. Однако чаще используются двухкомпонентные ПВБ-грунты с ортофосфорной кислотой в качестве отвердителя (именно поэтому такие грунты часто называют кислотными). Однокомпонентные ПВБ-грунты отверждаются тем быстрее, чем выше температура и относительная влажность воздуха. В нормальных условиях время отверждения составляет десятки минут, однако зимой в покрасочной камере воздух может быть очень сухой, и тогда необходимо использовать двухкомпонентные первичные грунты. Вообще, техническое описание любых грунтов, в том числе и АК-грунтов, содержит несколько временных параметров, которые необходимо знать для правильного использования материала. Приведем некоторые из них. 
    Время реакции - это промежуток времени между смешением всех компонентов и распылением, необходимый для того, чтобы успели завершиться все химические реакции. Для эпоксидных грунтов это время может достигать 30 минут. 
    Время жизни - интервал времени после приготовления грунта, в течение которого продукт должен быть использован. Может колебаться от десятков минут до нескольких суток. Для ПВБ грунтов - это 8 часов (WPCR), для большинства двухкомпонентных акриловых грунтов - 2-4 часа. Использование грунта после этого времени категорически запрещается. 
    Время сушки слоя - время, после которого допустимо наносить второй слой того же материала или другой материал методом «мокрый по мокрому». 
    Время полной сушки - это время, после которого допускается нанесение последующих слоев без частичного растворения предыдущего слоя. 
    Максимальное время сушки - это время, после которого на слое грунта образуется пленка. Ее необходимо удалять шлифованием перед нанесением последующих слоев. Обычно это 24-48 часов. 
    Время сушки до механической обработки зависит от температуры. Обычно для 20 и 60оС указываются свои значения. Специально оговаривается возможность инфракрасной (ИК) сушки. 
    В ряде случаев указываются и другие интервалы времени, которые необходимо соблюдать при работе с продуктом. Для повышения антикоррозийных свойств первичного грунта в них часто добавляют химические ингибиторы коррозии. Их добавки позволяют не только пассивировать металл, но и до определенного момента химическим способом связывать поступающую влагу. Старое поколение хорошо помнит, что металлические детали автомобиля, покрытые вручную свинцовым суриком или цинковыми белилами, могли противостоять влаге неограниченно. Однако высокая токсичность цинковых и свинцовых соединений заставили весь мир отказаться от применения этих компонентов. 
    Единственный, относительно безопасный, компонент такого рода, который все еще применяется на практике, - это хромат цинка. Его присутствие особо оговаривается в технической инструкции. Добавка хроматов цинка повышает адгезию грунта не только к обычной стали, но и к алюминию, а также к оцинкованной и нержавеющей стали. Но и их вред для здоровья нельзя недооценивать. 
    Поговорка «маляр долго не живет», бытовавшая в среде профессионалов еще недавно, к сожалению, часто оказывалась справедливой. 
    В малярном процессе не используются безвредные вещества. От наиболее опасных - соединений свинца и цинка - в современных покрасочных системах удалось избавиться полностью. Но и те, что применяются, небезобидны. Для примера приведем рецептуру известного российского растворителя № 646, который на многих станциях используется при обезжиривании, мытье инструментов, причем даже без специальных защитных средств (перчатки, респиратор). Согласно ГОСТ 5630-51, он содержит: бутила - 10%; ацетона - 15%; этилцеллюлозы - 15%; спирта этилового - 10%; толуола - 50%. 
    Кроме этилового спирта, все остальные компоненты крайне токсичны. Впитываясь через кожу или попадая в органы дыхания, они способны вызвать целый ряд заболеваний, самыми «невинными» из которых являются импотенция и цирроз печени. Кстати, еще один популярный 649-й растворитель почти наполовину состоит из ксилола. Абсолютно недопустимо работать с ним женщинам. Вряд ли выпуск в розничную продажу таких токсичных соединений был бы разрешен в цивилизованных странах. Это продукты, предназначенные только для промышленного применения, при условии безопасных приемов работы с ними. 
    Органические компоненты, входящие в состав известных зарубежных покрасочных систем, менее вредны для здоровья. Тем не менее, во всем мире борются за снижение их содержания в эмалях и грунтах. Основной показатель, характеризующий безопасность продукта, это величина VOC, измеряемая в граммах на 1 литр готового к нанесению продукта. 
    Определенные успехи на этом пути достигнуты. Еще недавно 2/3 продукта составляли летучие компоненты и только 1/3 сухой остаток - остальное бесполезно испарялось, загрязняя окружающую среду и отравляя маляров. Затем появились материалы MS - с повышенным сухим остатком. И, наконец, материалы HS - с высоким сухим остатком. Последние по европейскому стандарту имеют VOC, равный 480, и более 50% продукта реально переносится на окрашиваемую поверхность. Применение HS-продуктов сохраняет здоровье и деньги за счет снижения расхода материалов. 
    Как мы уже говорили, первичный грунт обеспечивает не только антикоррозийные свойства. Применение его обязательно для пластмассовых деталей, которые все чаще применяются в кузовах современных автомобилей. Часть из них плохо окрашиваются из-за применения при их производстве силиконовых смазок, которые как бы впитываются в поверхность деталей. 
    А другую часть деталей, изготовленных из полипропилена(РР) или этиленпропилендиенмономеров (EPDM), вообще невозможно окрасить без использования специальных первичных грунтов. Иные специальные грунты необходимы для покраски участков кузова, покрытых термопластичными материалами. Тут необходимы некоторые пояснения. Все полимерные материалы, включая и лакокрасочные покрытия, делятся на два больших класса: термореактивные и термопластичные. 
    Термореактивные при однократном повышении температуры претерпевают химическое превращение и в дальнейшем практически не меняют механических свойств, вплоть до температуры разложения. К таким материалам относятся практически все заводские и ремонтные покрытия на базе двухкомпонентных акриловых материалов. 
    Термопластичными являются покрытия, базирующиеся на однокомпонентных материалах, не прошедших сушку при высоких (140-190оС) температурах. К последним относятся ремонтные покрытия воздушной сушки "Садолин", "Тиккуррила", "МЛ", "Одихел" и др., а также двухкомпонентные ремонтные покрытия в первые 1-2 месяца после их нанесения. 
    В любом случае, перед ремонтной покраской, старое покрытие должно быть протестировано по уже описанной нами методике и при малейших подозрениях на термопластичность перекрыто специальным первичным грунтом-изолятором или удалено. 
    В заключение приведены характеристики некоторых конкретных материалов, в высочайшем качестве которых мы убедились при использовании их на "АБС-сервисе". 
    Первичный грунт покрасочной системы Sikkens Washprimer CR - это двухкомпонентный травящий ПВБ-грунт, содержащий хромат цинка. Его можно отнести к классу беспроблемных материалов - вот уж поистине уникальный продукт. Он обладает великолепной адгезией к обычной оцинкованной, нержавеющей стали и алюминию. Для гарантированной защиты от коррозии грунт достаточно нанести слоем всего 4-8 мкм, что несложно сделать из-за очень низкой вязкости (15 секунд по стандарту DIN Cup 4). Малая толщина слоя позволяет защитить с помощью всего одного литра неразбавленного грунта 28 квадратных метров металла. Очень важным является то, что поверх него можно наносить не только все покрасочные грунты, но и эмали. Последнее позволяет использовать Washprimer CR для исправления некоторых ошибок маляров с минимальными потерями времени. Например, машина загрунтована и почти отшлифована. Одно неловкое движение шлифка - и на ребре сверкнул металл. Выход прост: обнажившийся металл покрывается тончайшим слоем Washprimer CR, и через 15 минут воздушной сушки машину можно окрашивать - качество гарантируется. 
    Система Mipa имеет «немецкие» корни. 
    Все продукты соответствуют по качеству другим немецким продуктам. Так, например, первичный грунт Mipa Rapidprimer аналогичен IK Haftprimer ro+brabn системы Standox, а двухкомпонентный Mipa 2 Primer CF эквивалентен Reak+iv - Haftprimer. 






    Категория: Мои статьи | Добавил: Алекс (27.12.2013)
    Просмотров: 1441 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright Alexstokiev© 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz